Легенды о Святом Граале веками будоражат умы человечества. Эти загадочные истории, связанные со средневековыми тамплиерами, переходят из уст в уста, послужив основой для ряда книг, фильмов, компьютерных игр. Неудивительно, что эти истории не ускользнули от мира Таро. Зачем я все это делаю? Кроме того, сегодня у нас на повестке дня обзор колоды Таро Святого Грааля, связанный именно с этим самым загадочным предметом.
История создания колоды
Удивительно, но в сети очень мало информации о Таро Святого Грааля. Несмотря на то, что шина так и не увидела свет — в 2006 году особой популярности она, видимо, не сыскала. С чем это связано, сказать сложно, ведь иллюстрации, выполненные Стефано Палумбо под руководством Лоренцо Тесо, получились достаточно интересными. Может быть, просто тема оказалась непопулярной у тарологов? Как знать, но даже перевыпуск колоды спустя три года (в 2009 году) ситуацию не изменил. Поэтому я бы пожалуй назвал Таро Святого Грааля колодой для узкого круга, а не для широкой публики.
Ключевые особенности колоды
По сути, перед нами сильно переработанный, но все же узнаваемый Уэйт, выполненный в приглушенных тонах и перекликающийся с теми же историями о тамплиерах. Не поднимается рука назвать эту колоду стопроцентным клоном, так как некоторые сюжеты все же расходятся с традиционной английской школой. Но все же это не глубокое самостоятельное авторское исследование, как это было, например, в Таро Алвес, о котором я когда-то писал рецензию. Масти, названия придворных карт, названия Старших Арканов Таро Святого Грааля — здесь абсолютно все осталось в духе Уэйта, и особенно это проявляется в числовых картах.
Можно сказать, что в Младших Арканах отсылки к творчеству Памелы Колман-Смит лезут изо всех щелей, хотя и прикрыты совсем другой тематикой. Единственным важным отличием является нумерация Силы и Справедливости, о которой идет вечный спор: В этой колоде Справедливость по-прежнему на восьмом месте, Сила на одиннадцатом. Интересный, но непонятный факт: многие Старшие Арканы весьма далеки от классики (несмотря на то, что большинство Младших Арканов являются откровенно клонами), но в то же время они порой даже не вписываются в представления время под вопросом. Что это — неуклюжая писательская ошибка или попытка «снять без толку»?
Символизм колоды
По сравнению с творением Марка МакЭлроя (Таро Эльфов) работа тандема Палумбо-Тесо многое проигрывает. Да, идея кажется интересной, а одежда, мебель, сюжеты подготовлены тематически, чтобы с головой погрузить нас в эпоху загадочного ордена тамплиеров. Но чего-то здесь не хватает. И еще раз напоминаю, что мои отзывы субъективны, они основаны на личном мнении, поэтому вы имеете право не согласиться с моей точкой зрения. Наконец, вкус и цвет у всех фломастеров разный.
Так. К сожалению, я не чувствую того погружения в эпоху, которое хотели создать авторы. Для меня Таро Святого Грааля — это просто набор тематических изображений. Я не вижу в колоде цельной истории, которая бы тянулась общей нитью от Арканы к Аркане. Да, на картах определенно что-то происходит, но иногда без вопросов от MBC понять, что к чему, просто не возможно. И это, на мой взгляд, большой минус. Хочу несколько увлекательных рассказов, и рассказов об авторе. И получается пресловутый набор открыток.
Старшие Арканы
Но давайте все же попробуем пройтись по галерее Таро Святого Грааля и посмотрим, что автор пытался нам показать. Вот Jester, на удивление, мне понравился. В этой колоде он предстает странником, т.е самое большое отличие от классики в том, что у него есть цель, он не бродит праздно где попало. Кстати, мальчик оказался осторожным: похоже, у него в связке оружие. Ну что, тропа идет по опасным местам, мало ли что может случиться? Да и вообще рука не поднимается как-то назвать этого героя Дураком.
Давайте двигаться дальше. У меня много вопросов к Верховной Жрице. Согласно MBC, это Святая Евфимия. Почему-то, на мой взгляд, этот образ не очень хорошо сочетается с классическими отсылками к Жрице. Честно говоря, мне не очень понятно, зачем вообще нужно было включать Христианского Великомученика Церкви в колоду Таро, а уж тем более во второй Аркан. Кто эти двое мужчин, стоящих на двух боковых панелях триптиха? Почему рыцари преклоняют колени перед этим изображением? Какое отношение все это имеет к поиску Святого Грааля? Вопросов явно больше, чем ответов.
Следующую путаницу вызвали Любители Арканы. Удивительно, но на этой карте в Таро Святого Грааля вы вообще не увидите любовников. Перед нами двое мужчин. Как становится понятно, если вникнуть в историю — это Ричард Львиное Сердце и Саладин. Название карты в MBC — перемирие. И здесь я возвращаюсь к тому, что без подсказки начинающий таролог точно не узнает, что здесь происходит. Получается, что в 1192 году Ричард Львиное Сердце должен был заключить перемирие с Саладином, но это решение было связано с непростым выбором – либо потерять Иерусалим, либо потерять Англию.
Вот и получается, что докопаться до сути Арканы мы можем только благодаря отличному знанию истории и интернет-поисков, так как сам МБК никаких подробностей не описывает. Сразу скажу: ну такую замороченную колоду вы создали — так хоть обычную книгу напишите по ней! Смотрите, — писал Марк МакЭлрой, — и в процессе чтения этой книги все в таро эльфов сразу становится на свои места, все сюжеты оказываются понятными. А тут — на первый взгляд, два мужика сами себя стоят, да и чего они стоят? Кого выбирают, почему они мирятся? И, кстати, сзади на дереве тоже есть два яблока — их можно разделить поровну и идти своей дорогой!
Бесплатный онлайн-курс Таро
Устраните 10 важных ошибок новичка и начните легко читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП
А теперь (только не упадите) давайте посмотрим, как выглядит Дьявол в Таро Святого Грааля. Да, с одной стороны, понятно, что это и есть тот самый Бафом Элифаса Леви, но ни у кого не возникает вопроса — так ли видели Дьявола во времена тамплиеров? Мне кажется, что его картина все-таки должна была выглядеть по-другому.
А посмотрите, как свободно было переработано блюдо! Герб новопровозглашенного государства Иерусалим изображен на знамени герольда. И сама карта показывает нам именно этот момент. Да, вроде бы все логично — грядут новые времена, многое меняется для простых людей, но не кажется ли вам, что Страшный суд все-таки о другом? В общем, это Таро Святого Грааля меня сильно разочаровало.
На этой ноте предлагаю окончательно закончить со Старшими Арканами и перейти к Младшим.
Младшие Арканы
Я, честно говоря, даже не решил, на чем сосредоточить внимание — на показе дикого количества клонов Уэйта среди Младших арканов, или на тех немногих, в которых еще остался авторский сюжет? Давайте все же посмотрим на те карты, где есть хоть что-то новое, пусть и не везде удачное. Вот, например, Таро Восьми Жезлов Святого Грааля. МВС говорит, что карта символизирует скорость реакции, путешествия, ассоциативное мышление. Вы видите хоть одно толкование в этой истории? Не я. Три чашки. В MBC одно из значений Аркана — материнство и общая радость. Что??? Либо эту беленькую книжечку переводил онлайн-переводчик, либо где-то явная опечатка. На карте трое мужчин, и, судя по их лицам, они точно не в восторге.
Тройка Мечей как ни странно вообще выбивается из канона. Не удивлюсь, если у нас впереди была полная авторская разработка, там такие вольности часто встречаются. Но в Таро Святого Грааля восемь из десяти числовых карт в каждой масти повторяют Уэйта, так почему же на Тройке Мечей мы видим сцену посвящения в Рыцари Ордена, а не разбитое сердце и все такое прочее идет с ним? Или для человека, решившего стать тамплиером, такое желание было связано с тяжелыми душевными терзаниями? Смысл десяти пентаклей тоже противоречит сам себе: рыцари — это знак Арканов, с триумфом входящих в город, а МБК после этого описания указывает значения: легкость, семейный доход, тесные связи и еще некоторые толкования. В общем, чем дальше в лес, тем больше дров.
Придворные карты
И снова о дровах. Создателям Таро Святого Грааля удалось выйти из строя даже при создании придворных персонажей. Суд Кубков все еще может быть вписан в рассматриваемую эпоху: эти персонажи представлены ангелом, архангелом, херувимом и серафимом. Паж, Рыцарь и Король пентаклей тоже вполне уместны. А вот изображать икону на Королеве Пентаклей уже выше моего понимания. Единорог, на котором едет Рыцарь Жезлов, и корабль Арго на борту того же цвета, тоже вызвал недоумение. Где Арго и где тамплиеры? На мой взгляд, создатели немного перепутали временные рамки этих историй. Однако, как я уже говорил, иллюстрации всех Арканов Таро Святого Грааля, со всем желаемым, в один рассказ не уместить. И очень жаль.
Особенности толкования карт
Значение карт Таро Святого Грааля в сопроводительном буклете описано только для прямого положения, но, кажется, и обратное будет уместно, если вы привыкли переворачивать Арканы при гадании. Как я уже сказал, я вообще не использую шифтеры, за исключением пары конкретных колод. Но все это личное дело каждого. При толковании этой колоды обязательно потребуются хорошие знания истории, религиоведения, а иногда и мифологии.
Для рассмотрения каких вопросов подходит колода
Таро Святого Грааля позиционируется как универсальная колода, но лично мне было бы сложно с ней работать в принципе. Если вам близка эта тема, иллюстрации не вызывают отторжения и есть желание углубиться в действия — думаю, вы можете использовать эти карты для гадания на любую тему.
Кому подойдут данные карты?
И тут впервые я не знаю, что сказать. Категорически не рекомендую Таро Святого Грааля начинающим тарологам — кости сломают, а канон получат искаженное представление. Такая колода тоже вряд ли пригодится профессионалам. Остались только коллекционеры.
Рекомендованная литература для ознакомления с колодой
Книг по Таро Святого Грааля, как я уже сказал, нет, и МБК виновен в очевидных ошибках. Поэтому выход один — читать учебники истории и религиоведения, а потом пытаться дойти умом до возможных толкований той или иной карты. На этой ноте я закончу свой отзыв. И традиционно приношу свои извинения тем, кому понравилось творение Лоренцо Тесо и Стефано Палумбо.