Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

  • Антидор * Артос Богословский и литургический словарь
  • Что такое просфора, антидор, артос?
  • Евхаристия. Почему вино является кровью Христа, а хлеб — Его телом?
  • Проповедь о Спасителе на Хлебе Жизни митрополита Кирилла.
  • Святой Дух в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре.
  • Святой Симеон Фессалоникийский об антидоре и о том, что это освященный хлеб. Святой Симеон (Фессалоникийцы).
  • Антидора принимает нелегитимный архиепископ Вениамин (Краснопевков).
  • Об антидоре. I. Дмитриевский
  • Историческая записка об антидорионе о. Григория Дьяченко
  • Об артосе от о. Григория Дьяченко
  • Чин благословения артоса архимандрита Иоанна (Маслова)
  • Епископ Вениамин (Платонов) о пяти просфорах во время Божественной литургии
  • Архимандрит Спиридон (Лукич) Об освящении Святого Причастия.
  • Протоиерей Спиридон (Лукиан) Об освящении заупокойных месс на Литургии. М. Асмус
  • Положения о просфоре
  • На просфоре отец Вадим Корженевский
  • Ритуал Панагии и Артосиса, проведенный священником Вадимом Коржевским
  • Артозисное последование священника Вадима Коржевского
  • Фотоальбом: ‘Prosphora.

Хлеб в Церкви является символом Христа. Он Сам сказал: «Я есмь хлеб жизни» (Ин 6:48). Если хлеб земной питает человеческую жизнь, то Христос, хлеб небесный, передает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
Хлеб также является символом самой Церкви. Именно об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как хлеб сей, будучи рассеян по горам, собран во едино, так и Церковь Твоя будет собрана от концов земли в Царство Твое» (Дидахе, гл. 9).

Прохор берет свое начало в первых веках христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, масло (т.е. оливковое масло), воск для свечей — все необходимое для служения Богу. Это приношение (по-гречески просфора), или жертва, принималось диаконами, а имена принесших его записывались в специальный список, который с молитвой оглашался во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для перемалывания в Тело и Кровь Христа, из воска делались свечи и другие дары раздавались верующим, над которыми также произносились молитвы. Позже просфорой стали называть только хлеб, который использовался в Божественной литургии. Со временем в храмах стали выпекать просфоры вместо обычного хлеба, принимая деньги в качестве пожертвований в дополнение к обычным подношениям.
Профоры можно взять у свечного ящика после литургии, подав записку «За здравие» или «За покаяние» перед началом службы. Имена, записанные в записках, зачитываются в алтаре, и для каждого имени вынимается частица из просфоры, поэтому она называется «вынимаемой» просфорой.

В конце Божественной литургии верующие получают антидор — часть просфоры, из которой был извлечен Святой Агнец. Греческое слово antidor происходит от слов anti — вместо и doron — дар, поэтому точный перевод этого слова — вместо.
«Антидор, — говорит святой Симеон Фессалоникийский, — это святой хлеб, который был предложен и центр которого был вынут и использован для таинства; этот хлеб, как запечатленный копьем и принявший Божественные слова, излагается вместо пасхальных даров, или Таинств, тем, кто не причащался их.

Артос (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Христова или Креста, освящаемая на Пасху, помещаемая затем в церкви на трибуне, где она хранится в течение всей Страстной недели, разламывается и раздается верующим на утро после литургии в Страстную субботу для богослужебного употребления.
В память о том, что Господь после Своего воскресения неоднократно являлся апостолам и ел с ними, апостолы и после Его вознесения имели обычай оставлять среднее место за трапезой пустым, как бы для присутствующего среди них Господа, и предлагать перед Ним часть хлеба. Именно этот хлеб используется в Церкви сегодня. В Пасхальную неделю в православной церкви он помещается на трибуне перед иконостасом, а во время Божественной литургии — перед открытыми вратами, напоминая о явлении воскресшего Господа апостолам и Его присутствии с нами. В соответствии со смыслом Пасхи, объединяющей события смерти и Воскресения Господа, на художественном произведении помещается знак победы Христа над смертью — крест, увенчанный терновым венцом, или икона Воскресения.
Произведение искусства освящается молитвой, окроплением святой водой и ходатайством в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после тихой молитвы. Мазь кладется на стол в солее перед Святыми вратами. После освящения священник читает специальную молитву, а затем трижды окропляет воду со словами: «Благословляется и освящается сие дело окроплением сей святой воды во имя Отца и Сына и Святого Духа». Аминь».
Во все дни Страстной недели по окончании литургии совершается торжественное шествие вокруг святилища с артосом. В монастырях артос ежедневно кладется на трапезу и ставится на специальный стол или трибуну, чтобы напоминать монахам, что, как некогда среди апостолов, незримо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. На службе Артос поются тропари, которые говорят о воскресении Христа и Его присутствии с нами.
В Страстную субботу, в конце Божественной литургии, священник читает особую молитву, во время чтения которой разламывается Артакс и, во время целования креста, раздается народу в качестве святой жертвы.
Кусочки артакса, полученные в церкви, благоговейно хранятся верующими как духовное средство от болезней и недугов. Артемида используется в особых случаях, например, при болезни, всегда со словами «Христос воскрес!».
По благодати Артемида ниже антедилувийской, но выше просфорной. Другими словами, если верующий хочет одновременно съесть Артодоруса, Антидоруса и Просфору, он должен сначала съесть Антидоруса, затем Артодоруса, а потом Просфору. Святитель Иннокентий Херсонский сказал в речи перед раздачей картин: «Его следует есть с благоговением, как таинство, но не следует придавать ему большее значение. Некоторые люди считают, что этот хлеб может заменить собой Божественное причастие Тайн Христовых. Такое мнение — грех; христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Непорочное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нет необходимости хранить хлеб в течение всего года, как это делают некоторые, приписывая ему значение, которого он не имеет. Это запрещено даже церковной властью (Указ Священного Синода от 1723 года, 15 июня)».

Просфора

Просфора

Анти­дор

Антидор

Артос

Артос

Как хра­нить освя­щён­ный хлеб?

Пока он свежий, нарежьте его на небольшие кусочки, положите их в льняной мешок для просушки (можно также положить их в полиэтиленовый пакет, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). После высыхания изделия можно хранить в течение длительного времени. Маленькие кусочки удобнее есть, а целые вафли быстрее заплесневеют из-за сохранившейся внутри влаги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: